Фильтр от ослепления водителя и пассажира
светом фар встречного транспорта

 

Разработка и проверка функциональности, качества экспериментальной и серийной модели изделия "Прозрачный щит" подходит к благополучному концу. Показатели очень даже приемлемые в части характеристик "Необходимо и достаточно". Ну, а "подходит к концу" означает, что идея, как обычно, мало кому интересна. В том числе и самим водителям. И вовсе не по причине бесполезности. Консерватизм однако...


СИТУАЦИЯ, КОНСТРУКЦИЯ И ВСЕ ТАКОЕ ПРОЧЕЕ

Проблема усталости глаз, ослепления зрения водителя и пассажира легковой или грузовой машины светом встречных фар в темноте, сумерках окружающей обстановки так и не решена радикально до сих пор. Особенно проблема актуальна для водителей-дальнобойщиков, проводящих ночи за рулем. Будет ли она решена в ближайшие годы с приемлемой дешевизной и технической эффективностью? Вот в чем вопрос. Препятствия довольно простые и, вместе с тем, весьма внушительные.
1. Проблемный источник света, освещение непрерывно и почти беспорядочно перемещается относительно глаз и самой освещаемой машины.
2. Положение глаз и освещаемая машина непрерывно и почти беспорядочно перемещаются относительно источника встречного света.

Однако как ни странно, самым значительным препятствием в простом решении проблемы может оказаться вовсе не движение по какой-то дороге, шоссе, развязке в каком-то направлении, а то, что позволяет нам видеть окружающий мир объемным - бинокулярность зрения. Это физическое совершенство взгляда в мир превращается в порок, если нужно, наоборот, отгородиться от этого мира не совсем, а только частично, в каких-то узких, локальных направлениях. То, что закрывается, например, стеклом, фильтром, оптикой для одного глаза остается открытым для другого. А если, как на дороге, когда встречных лучей сразу множество и они все перемещаются, то простого и идеального решения проблемы, вообще, может не быть.

Поэтому фильтрующая свет преграда между светом и глазами тоже должна все время находиться в движении, чтобы пресекать поток бегающих туда-сюда лучей. Либо локальная фильтрующая область на какой-то прозрачной поверхности (например, лобовом стекле) каким-то чудом должна перемещаться по ней в зависимости от положения глаз и падающего на них луча света. Технически сейчас невозможно создать для этого механическое или электронное устройство мгновенной реакции и с избирательными свойствами, и с исчерпывающей эффективностью. Ведь оно должно управляться положением зрачка относительно угла падения на него луча света. А ведь на дороге-то обычно такой луч не один и бьют они по глазам не из одного места. А ядовитость ксеноновых фар? Наука и техника еще не дошли до нужной практики в помощи решения такой проблемы. Хотя теоретически это, может быть, и возможно. Только вот стоимость сложного устройства будет астрономической.

Есть попытки поляризации встречного света фар в зависимости от его интенсивности и, соответственно его ослабления, а также попытки отражения. Однако, несмотря на рекламу, практичность решений скромная и обходится не дешево. А кое-что просто утопия на ближайшие лет сто. Есть разные затемненные и расцвеченные очки. Их беда в том, что через них отсутствует чистый обзор, а ведь встречные фары занимают только часть видимой панорамы. Зачем же перекрывать ее всю? Есть даже автомобильные телесистемы. В общем устройств всяких довольно много, а простого и, может быть, не идеального, но хотя бы достаточно эффективного пока нет. Во всяком случае до недавнего времени не было.

Решая технические проблемы, люди зачастую пренебрегают поисками простых, полезных решений. В результате и появляются какие-то технические монстры, а простые вещи остаюся без внимания. А ведь устройство мгновенной реакции на свет, его интенсивность и угол падения существует. Только оно не техническое, а биологическое. Это, собственно, голова человека с глазами. Правда она ничему не поможет, если преграда свету затемняемое лобовое стекло. И ничему не поможет в затемняемых очках. Чтобы голова заработала как устройство оперативной реакции по пресечению света фар в локальных направлениях и в локальных областях, пресекающее устройство не должно закрывать чистый обзор дороги перед собой и, вместе с тем, фильтровать обзор со стороны встречного света. А это осуществимо только при условии, что фильтр встречного света будет находиться в некотором удалении от глаз и будет иметь возможность двигаться в зависимости от положения источника света.

В противовес всяким сложностям в проекте "Прозрачный щит" взят простой, цветной фильтр с особым изгибом, закрепленный на головном уборе. Движение глаз, зрачков независимо от движения головы и это открывает большие возможности малейшим движением головы открывать и закрывать углы и сектора обзора, а глаза в этот же момент не отрываются от дороги. То есть оперативная, со временем рефлексная реакция на любые свои и чужие маневры, конфигурацию и состояние пути. Просто? Несомненно. И вся эта простота заключена в простой же мысли, что фильтр встречного света должен находиться в некотором удалении от глаз. Меняется схема падения света на зрачки и возникает возможность получения чистого и защищенного обзоров одновременно. Это устройство как изобретение и застолблено в Патентном ведомстве. На картинках показана экспериментальная модель.

"Прозрачный щит" делит все обозреваемое пространство на сектор, зону чистого обзора, просмотра в направлении собственного движения и на сектор, зону фильтруемого обзора в направлении встречного света. Прозрачность цветного фильтра позволяет беспрепятственно следить за перемещением встречных машин по их контурам, силуэтам и световым пятнам фар, а также взглянуть в боковое зеркало. Попутные машины не ослепляют фарами через зеркала заднего вида.

Правда на некоторых российских дорогах скорость и тряска такие, что проблески встречного света, минующие фильтр, все равно неизбежны. Однако проблески коротки и достигают лишь одного - правого глаза. Левый всегда и полностью имеет защиту и ослепление, усталость зрения не наступает. Следовательно, при такой простоте устройство выполняет свои функции с необходимой и достаточной эффективностью. Нужно только привыкнуть к тому, что оно находится в поле зрения и не концентрировать взгляд на нем как объекте. У разных людей привыкание происходит за разное время. От нескольких или нескольких десятков минут до нескольких дней. Это зависит и от настроения. Предубеждение к устройству, нервозность затягивает, а терпимость и благожелательность сокращает привыкание и ускоряет появления рефлекса автоматической, бессознательной реакции головы на встречные источники травмирующего глаза света.

Фильтр "Прозрачный щит" изготовляется из прозрачного пластика большой эластичности на изгиб. То есть не бьется, не ломается и повредить ничего не может - травмобезопасен.

Технические условия и инструкция по применению

Процедура пользования фильтром "Прозрачный щит" довольно проста. Хотя необходимость инструкций и вытекает из множества обстоятельств. Таких, как, например, рост водителя, манера посадки, форма головы, особенности головного убора.

При помощи зажима-держателя фильтр "Прозрачный щит" крепится к козырьку кепки-бейсболки или любой другой кепки, полям мужской шляпы или женской шляпки, противосолнечному козырьку. В общем к любому головному убору с достаточно жесткими полями, козырьками. При этом оптимальное расстояние фильтра от глаз около 10-12 см, а для этого длина козырька, ширина полей нужна не меньше 7-8 см. Фильтр свободно поворачивается на кронштейне в двух плоскостях для настройки конфигурации чистого сектора обзора и сектора отсекания встречного света.

Ориентация фильтра "Прозрачный щит" относительно глаз делается по специальной метке-прицелу - маленькому отверстию, которое должно оказаться напротив зрачка левого глаза (перпендикулярно зрачку) при взгляде на дорогу прямо перед собой. Или же просто зажим ставится напротив переносицы. При этом обоими глазами ниже линии обреза фильтра со скосом должен просматриваться достаточный сектор (100-200 м) чистого обзора в направлении собственного движения. Одновременно фильтр "Прозрачный щит" закрывает встречные лучи для обоих глаз. Расширенное крыло фильтра "Прозрачный щит" предназначено для защиты (как минимум, для непрерывной защиты левого глаза) глаз от наиболее интенсивного встречного света фар на малых дистанциях от его источника. При редких встречных машинах можно головной убор слегка сместить для расширения зоны чистого обзора и защищаться от встречных фар эпизодическим, но несколько более глубоким движением головы.

Оптимальное положение фильтра "Прозрачный щит" на головном уборе подстраивается по ситуации поворотами самого фильтра, перестановкой зажима по козырьку и просто смещением головного убора на голове.

Оперативное смещения фильтра "Прозрачный щит" в зависимости от непрерывно меняющейся ситуации при движении, открывающее или отсекающее те или иные углы, сектора обзора производится незначительными движениями головы. Если встречных машин нет, то фильтр "Прозрачный щит" поворотом на кронштейне можно спрятать под козырек или поднять над ним.

Фильтр "Прозрачный щит" не теряет своих свойств в диапазоне температур от -30 до +40 градусов Цельсия. Но его следует предохранять от влаги.

Не следует деформировать фильтр принудительно, оставлять фильтр изогнутым, деформированным на время более 2 часов или на мгновение перегибать его на угол более 45 градусов. Допустима его естественная деформация (вибрация, качание, изгиб под собственным весом или от инерции) при эксплуатации.

Допускается поджатие, уплотнение шарнирных соединений кронштейна при их ослаблении со временем.

Фильтр "Прозрачный щит" по пропусканию цветов регулировки движения транспорта соответствует ГОСТ Р 12.4.013-97 и ANSI Z80.3.

Гарантийные условия

Фильтр не подлежит замене при явных признаках механического повреждения. Срок гарантии 1 год.

Очень полезный совет
Не следует царапать ногтями и другими твердыми предметами поверхность фильтра с целью выяснения прочности покрытия. Оно достаточно прочное, чтобы без насилия над ним сохраниться намного дольше гарантийног
о срока…

Кое-какие попутные соображения

Эффективность эксплуатации и удобство эксплуатации в решении этой проблемы несколько противоречат друг другу не только по причине бинокулярности зрения. Конечно же любой предмет органичивающий поле зрения хотя бы и частично вызывает досаду, дискомфорт. А то, что с ним еще нужно слегка повозиться, чтобы воспользоваться, тоже восторга не вызывает. А если иначе нельзя? С самими автомашинами-то сколько возни, но ими-таки пользуются. Так что хошь - не хошь, а выбирать придется. Ни законы физики нельзя отменить, ни физические свойства человека переделать, чтобы получить простое и ничем не обременительное решение. Придется либо пользоваться тем, что есть, но с вполне терпимыми неудобствами, вытекающими из самой природы человека, а не дефектности устройства, либо иметь некоторое удобство без достаточной эффективности или по дорогой цене.

Придется и к этому привыкать. Ведь это не единственный случай примирения с неудобствами. Все обязательно пользуются, но часто с крайним нежеланием очень полезным устройством - ремнем безопасности. Почему пристегивание законодательно пришлось делать обязательным? А? Вот-вот. А как с эффективностью этого устройства? Никто не будет утверждать, что ее нет? Есть и немалая. Относительно популярности фильтр "Прозрачный щит" и ремень - штуки одного порядка. И относительно полезности тоже. Каждое устройство по-своему эффективно практически. Даже если чем-то и беспокоит какое-то время. Только вот ремень обязателен, а фильтр нет. Вот и все. Когда водитель решает, что полезность фильтра превышает его неудобства, то вопрос непопулярности переходит в другую фазу - глупо им не пользоваться. А ведь это устройство не просто защита для глаз, но и в существенной степени создает безопасность, предупреждая аварии, столкновения.

Кстати, если кто-то думает, что крепление фильтра "Прозрачный щит" к головному убору просто техническая недоработка, то он сильно ошибается. Это сугубый умысел. Кроме создания условий управления секторами обзора, удаление фильтра от глаз создает еще один очень важный эффект - эффект безопасности, недостижимый для очков. Козырек или поля - это демпфер при стремлении лица соприкоснуться с лобовым стеклом или подушкой безопасности. Этот демпфер уводит фильтр в сторону от лица, глаз. Понимаете? Если вы в кепке прижметесь лицом к стене, зеркалу, то никогда край кепки не окажется у ваших глаз. Разве что очень постараетесь это сделать. Соответственно, то, что закреплено на краю кепки тоже в глаза не попадет в отличие от очков, которые могут быть вжаты в переносицу и глазницы.

Спрашивается, а почему бы фильтр "Прозрачный щит" не укомплектовать и какой-нибудь специальной кепочкой? Очень просто. Почти у каждого водителя или пассажира, независимо от возраста и пола, в гардеробе несколько головных уборов. И в том числе с козырьками и полями. Он к ним привык, они тщательно подобраны и обносились по голове. То есть привычны своим удобством - комфортны. Следовательно лишнего раздражения не создают, а, наоборот, способствуют быстрому привыканию. Не нужно покупать лишнего, а если надобности в фильтре пока нет, то бросаешь его в бардачок и пользуешь головной убор по прямому назначению. Если у кого-то нет такого головного убора, то приобрести его по вкусу можно чуть ли не на каждом углу. Важно только чтобы козырек был достаточной длины и твердости. Так что то, что фильтр съемный, но без головного убора в комплекте - тоже далеко не случайно. Правда зимой шапку, садясь в машину, надо заменять на легкий убор скозырьком. Но ведь в машине-то тепло.

Шутка юмора

fara, antifara, light, speedway, eye, auto, car,