РУССКАЯ СВАЛКА КАК САМЫЙ ДОСТУПНЫЙ
ИСТОЧНИК ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

Как ни двигался бы технический прогресс на Западе, а в России он так и не уходит дальше свалочно-помоечной модернизации. Если речь о собственных ресурсах, а не ввозе их из-за рубежа. Да иначе и не может быть. Приватизация предприятий у нас прошла под знаменем захвата источников прибыли, а не прогрессивного развития промышленности. А образование новых промышленных предприятий происходит двумя путями:
а) компиляция устаревшего западного производства и остановка на этом, как пределе совершенства;
б) привычная организация "на соплях" лишь бы что-то работало и что-то выпускало за счет убогого оснащения и каторжного труда.

С другой стороны, свалка - это безбрежный кладезь для творчества отчественного изобретателя, рационализатора еще с советских времен. Иногда из узлов, деталей, обломков неведомо от чего и металлических отходов удается построить совершенно работоспособную машину конкретного назначения. Вот недавний пример.

Довелось мне тут не так давно приобщиться к прелестям кое-какой работы на одном из наших "новомодных" предприятий, которое назвать производством даже как-то язык не поворачивается. Станки начала прошлого века, а при том, что в конструкции основной продукции входит множество деталей из гнутых труб, то это гнутье производится вручную. То есть архимедов рычаг здесь самое популярное достижение технического прогресса. Посмотрел я на мучения работников, груды брака, попробовал сам и в конце-концов поставил вопрос о том, что если как бы нет возможности приобрести механизированный трубогиб, то давайте хотя бы построим его из того, что можно найти на свалке.

Разумеется, ничего общего это творчество с классическим конструированием не имеет. Все гораздо сложнее. Типичное конструирование предполагает изготовление узлов и деталей специально для механизма конкретного назначения, запланированной схемы и параметров. Большее, что позволяет свалка - это совсем противоположное. Механизм строится вокруг какого-то имеющегося для чего-то силового узла, важной детали и какова получится в результате вся машина в общем-то неизвестно. Известны обычно основные признаки и функции конечного узла, но чтобы их достичь нужно просмотреть уйму возможностей добраться до них с самым разным набором того или иного хлама и самыми разными схемами механизма.

Предприятие арендовало помещение на территогии довольно крупного завода и свалка не оскудевала станочным и прочим хламом, включая электромоторы, редукторы и всякую попутную железную и электротехническую мелочь вышедшую из употребления. Поскольку ничего для технического развития владельцами и руководством не предпринималось, то работники уже натаскали со свалки много чего впрок. Вот из этого "впрока" от каких-то неведомых станков и удалось худо-бедно состряпать работоспособную машину для насущного гнутья тонкостенных труб диаметром до 25 мм, как с применением дорна, так и без него и водопроводных труб диаметром 1/2 дюйма. Дорн - это такое ползучее внутри трубы приспособление, которое предохраняет место гиба от образования деформаций в виде "гармошки".

Не Бог весть что и с современными гибочными автоматами конкуренции по техническим параметрам не выдержит, а вот по стоимостным никакая серийная машина с этой довольно устойчиво работающей самоделкой не сравнится. Единственное, что пришлось для нее купить так это звездочку и цепь для передачи тяги на рабочий вал и немного железа для каркаса. Вот примерные технические характеристики и возможности, которые методом наматывания мне удалось реализовать в этой машине:
- максимальный угол гиба 180 градусов;
- точный поворот заготовки вокруг оси для получения трехмерного гнутья +/-90 градусов;
- простая и достаточно точная установка угла гиба;
- остановка механизма с завершением установленного угла гиба трубы;
- возможность импульсных (шаговых) малоградусных гибов для настройки и гибки по шаблону, образцу;
- возможность автоматического возврата механизма в исходное положение после завершения цикла гиба;
- возможность фиксации 4-х установочных точек гибов при серийном изготовлении многоугольных деталей;
- устройство обеспечения плоскостности двухмерной гибки;
- внутренний радиус гиба 50 мм.

Таким образом, на машине можно изготавливать Г-образные и П-образные детали, замкнутые 3-х угольные и 4-х угольные рамки, плоские и трехмерные змеевики почти в полуавтоматическом режиме. Вынесенные от корпуса машины на 1,2 метра гибочные ролики позволяют делать детали довольно замысловатой объемной формы. Поскольку фиксаторов положений точек гиба только четыре, то если требуется деталь с неограниченным числом углов, то либо все точки гиба можно откладывать по линейке подачи заготовки, либо использовать 4 фиксатора и прочие точки гиба отмерять по упомянутой линейке.

Хорошо, что на предприятии оказался толковый электротехник. Он и наладил электрическую часть машины. Времени на все строительство между обычными текущими делами было затрачено, наверное, недели четыре.

Однако на этом дело не закончилось. Иногда требуется гнуть и водопроводные трубы диаметром до 1 дюйма включительно. Поэтому из имеющегося хлама с той же свалки была сделана еще одна, несколько более сложная, мощная, но значительно более компактная машина. На ней можно гнуть и тонкостенные, и водопроводные трубы. В ней я отказался от вынесения роликов от корпуса для гнутья деталей сложной конфигурации. Возможность изготовления деталей сложной конфигурации обеспечивается тем, что вращение ведущего ролика узла гиба может быть запущено как по часовой стрелке, так и против часовой стрелки. Поэтому просто перестановкой вспомогательного ролика и запуска вращения ведущего ролика в другую сторону решается проблема гнутья сложных объемных деталей, при которой помехой может оказаться корпус самой машины.

На снимке машина в стадии завершения. Регулируемый по высоте стол на четырех винтовых опорах обеспечивает плоскостность многоугольного гнутья. В общем-то на этой машине можно гнуть массовым порядком не только детали фиксированного радиуса под любым углом. Простейшее дополнительное приспособление позволяет делать детали сколь угодно большого, произвольного радиуса. Правда довольно медленно, что больше подходит для единичных изделий или серийных партий. Но зато этого не может делать никакая другая промышленно изготовленная машина подобного типа. Во всяком случае, мне такие машины не известны.

На днях машину завершили и покрасили. Я уж переснимать не стал. Вполне презентабельный сине-зеленый дизайн. А уж гнет в обоих направлениях просто отлично. Правда в установку угла гиба нужно при настройке вводить обычные поравки из-за допусков на положение шва, толщину стенок труб и марку, качество металла. Обычно поправки не превышают 4-5 градусов и после их учета разница угла между согнутыми деталями не превышает 0,5 градуса. Но это уж неизбежно при разнице характеристик трубы по ее длине...